Голосование
[Для родителей] А вы просматриваете электронный дневник вашего ребенка?
Всего 55 человек
Голосование
Сколько времени Вы проводите в интернете?
Всего 53 человека
Голосование
Какие меры вы предпринимаете, чтобы избежать заболевания гриппом и ОРВИ?
Всего 54 человека
Голосование
Для законных представителей, учителей. Кто должен нести ответственность за правовое просвещение детей?
Всего 41 человек
Голосование
Для учащихся. Из каких источников Вы получаете правовую информацию?
Всего 43 человека

О проведении информационных и классных часов (методика, формы проведения)

Дата: 25 октября 2018 в 17:16, Обновлено 9 марта 2020 в 23:49

О проведении информационных и классных часов

1. Информационные и классные часы проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, и отражаются в плане классного руководителя на полугодие в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

Информационные и классные часы должны быть прописаны в режиме работы школы, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащихся, их законных представителей, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа: для учащихся    I ступени обучения – до 15 минут, для учащихся II и III ступеней обучения – от 20 до 45 минут.

Предлагаемые формы проведения и их организация отражены в методических рекомендациях по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования.

Рекомендуем для учащихся старших классов проводить каждый четверг месяца единый день информирования, объединив классы, параллели классов, с приглашением видных государственных и общественных деятелей, депутатов, медийных персон по предложенной тематике (прилагается). Методические рекомендации по проведению информационного часа размещены на интернет-портале Министерства образования.

График проведения классных часов должен быть гибким в соответствии с выбранной формой его организации. По мере необходимости на классном часе рассматриваются вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса. Допускается проведение их до начала учебных занятий, что не повлияет на смещение начала учебных занятий. Временной интервал проведения такого классного часа – до 45 минут.

Формы и методы проведения классного часа могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возрастных особенностей учащихся, опыта классного руководителя, условий и особенностей учреждения образования. Классный час предлагается проводить в форме лекции, беседы или диспута, возможно использование элементов викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Рекомендуется применение интерактивных методов работы, проведение классного часа за пределами учебного заведения, если это требуется тематикой.

При проведении классного часа в активной форме на его проведение отводится больше времени (например, профориентационное направление работы – экскурсии на различные объекты и др.) и проводиться он может как в шестой школьный день, так и после учебных занятий, как того требуют условия его организации.

Информационные и классные часы относятся к организационно-воспитательной работе педагогического работника, выполняющего обязанности классного руководителя и их проведение регламентировано Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70.

При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного или классного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 часа организационно-воспитательной работы при продолжительности информационного часа 15-30 минут и 1 час при продолжительности классного (информационного) часа до 45 минут.

Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия.

2. В должной степени следует уделять внимание факультативным занятиям воспитательной направленности. График проведения таких занятий также должен быть прописан в режиме работы школы, утвержденном руководителем учреждения образования. В установленном порядке факультативные занятия воспитательной направленности рекомендуется организовывать в шестой школьный день.

Такие факультативы могут проводиться в учреждении образования по программам, рекомендованным к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь». Перечень таких учебных программ дается в приложении  к ежегодному инструктивно-методическому письму по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования на новый учебный год и размещается на Интернет-сайте Министерства образования Республики Беларусь.

3. Практика показывает, что в учреждениях образования отсутствует необходимое количество пособий воспитательной направленности, а имеющиеся – не всегда отвечают современным требованиям.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования» управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома осуществляют сбор, анализ и уточнение заказов на учебные издания, подготовленные отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, отделами образования районов в городах областного подчинения (управлениями образования администраций районов в г. Минске), и направляют в Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь общий заказ на учебные издания для соответствующей области (г. Минска).

Следует обратить особое внимание на необходимость комплектации учреждений образования пособиями воспитательной направленности, рекомендованными к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» и ежегодно обеспечивать их своевременный заказ.

Министерство образования Республики Беларусь обращает внимание на недопустимость привлечения на приобретение пособий и подписку периодичных изданий личных денежных средств педагогических работников.

Организация и проведение информационных часов в учреждениях образования РБ

Основные источники информации.

периодическая печать

словари и справочники.

телевизионные передачи.

радиопередачи.

сеть Интернет.

Учитель сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

Организация и проведение информационных часов

в учреждениях образования РБ

План

1. Цели и задачи проведения информационных часов в учреждениях образования РБ.

2. Типология информационных часов.

  2.1. Формы проведения обзорных информационных часов.

  2.2. Формы проведения тематических информационных часов.

3. Организация информационного часа.

4. Актуальность подачи материалов.

5. Источники информации.

Цели и задачи проведения информационных часов

в учреждениях образования РБ

Информационный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на

- воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи,

- формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Основные задачи проведения информационных часов в учреждениях образования:

- помочь учащимся сориентироваться в потоке событий,

- выработать свою активную гражданскую позицию,

- почувствовать собственную социальную значимость,

- осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики,

- отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Представляет интереспериодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в месяц).

Типология информационных часов

По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Формы проведения  информационных часов

"Информация +" - одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся и предполагает ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме "+" указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

"Информ-дайджест" - еженедельная "пятиминутка" со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

"Спрашивали - отвечаем" - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

"Встречи с молодежными журналами" - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах "Юность", "Ровесник", "Смена" и др.

"Фотокамера смотрит в мир" - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3 - 4 дня для всеобщего обозрения.

Формы проведения тематических информационных часов

"Беседа "за круглым столом" - форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: "Права молодежи в Беларуси", "Чернобыль: вчера, сегодня, завтра", "Профилактика правонарушений среди учащейся молодежи" и др.).

"Политическая дискуссия" - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов ("Альтернативная служба в армии", "Международный терроризм: где же выход?", "Нужен ли нам союз с Россией?"). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

"Как это было" - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3 - 5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т.п.

"Годы и люди" - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

"Пресс-конференция" - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - "журналисты" и "фотокорреспонденты" - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

Организация информационного часа

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются классным руководителем или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, так и один из учащихся, лучше - лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Классный руководитель по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащихся необходимо научить осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

После каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

- задать вопросы выступающему;

- дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

- обменяться мнениями;

- сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

При проведении обзорных информационных часов тематические направления не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель - выявление проблем, актуальных с точки зрения учащейся молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились-то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: "корреспондент" в присутствии "оператора" с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале). Вопросы готовятся заранее (например: "Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?", "Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?" и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра - невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа - "круглый стол" с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), так и лидером класса, учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

- правовой "ликбез";

- Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;

- международный терроризм: где же выход?

- альтернативная служба в армии: "за" и "против";

- экология: в поисках пути выживания

Актуальность подачи материалов

Значимость освещения информации определяется в следующем представленном порядке:

1) государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

2) государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

3) новости из России и стран Содружества (реализация основных направлений государственной политики);

4) события в мире;

5) глобальные экологические проблемы и пути их решения;

6) новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Источники информации

 1) Периодическая печать. В первую очередь это государственные издания и главная государственная газета "Советская Белоруссия".Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске;

2) Словари и справочники. Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники "Страны мира", "Зарубежные молодежные организации" Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например, "Время, события, люди", "Планета") под рубрикой "Твой политический словарь".

3) Телевизионные передачи.

- документальные и хроникальные фильмы,

- информационно-аналитические передачи,

- ток-шоу,

- интервью.

Понятие «политически образованная личность» включает умение ориентироваться в текущих политических событиях. Наиболее оперативно это позволяет сделать систематическое просматривание информационных и аналитических телепрограмм. Для граждан Беларуси особенный интерес представляют такие телепрограммы как "Панорама", "Наши новости", Рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов.

4) Радиопередачи.

- радиоинтервью,

- сводки новостей,

- радиокомментарии компетентных лиц

5) Сеть Интернет

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ

КЛАССНОГО  ЧАСА

Форма

Краткое описание форм

Тематика

Агитбригада

форма политического и нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Главное в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества.

«За здоровый образ жизни»;

«Красота спасет мир»

Аукцион

интеллектуальный

игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» (книгу, репродукцию, диск и т.п.), надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете. Разыгрываемую «ценность» приобретает тот, кто сообщил необходимые сведения до третьего удара гонга.

«Детство человечества»;

«Отходы и доходы»

Беседа

за «круглым

столом»

разговор, обмен  мнениями:

  • обращение к конкретной проблеме;
  • коллективность обсуждения, свободный обмен мнениями;
  • ограниченность числа участников такой беседы, как правило, одним коллективом группы.

«Я и моя будущая семья»;

«Секреты освоения профессией»

Беседа

Сократовская

развернутое рассмотрение множества вариантов решений при большом разнообразии условий с целью принятия единого решения по мировоззренческой проблеме. Сократовский метод состоит в предъявлении учащимся системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. Проблемный вопрос «обрастает» большим числом мелких и частных вопросов, ведущих учащихся к общему ответу. Каждый участник сократовской беседы самостоятельно делает для себя выбор.

«Зачем человеку совесть»;

«Жизнь как деяние»

Брейн-ринг

это интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательных способностей учащихся, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила проведения заимствованы из одноименной теле-игры, которая основана на принципе состязательности, сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.  

«Интеллектуальный лабиринт»;

«Трудовое право и подросток»

Вахта памяти

серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильма, читательская конференция, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры. Завершается день музыкально-тематической композицией или праздничным концертом.

«Помним – значит, живем»;

«Равнение на героев Победы»;

«Их именами названы»

Вечер

одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. Тематика вечеров разнообразна: одни из них могут быть приурочены к памятным датам и праздникам, другие - интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе. Инициативная творческая группа разрабатывает программу предстоящего вечера, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех проведения вечера  зависит от тематики, содержательной насыщенности и эмоциональной выразительности

«Посвящение в первокурсники»;

«Возьмемся за руки, друзья!»;

«Моя любимая профессия»

Викторина

это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Различают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные викторины

«Классики литературы о смысле жизни»;

«Экология и мы»

Гостиная

(поэтическая,

музыкальная,

педагогическая…)

форма занятий, способствующая объединению людей для  свободного общения по интересам. Требования: сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом гостиной. Начинается гостиная с представления гостей. Затем участники гостиной делятся своими воспоминаниями. Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тему воспоминаний: в музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; в поэтической – то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; в спортивной – случаи, связанные со спортом. Выступления гостей сопровождаются обмениванием «дружескими сувенирами»: «Что я вам принес…». В соответствие с темой гостиной преподносятся «сувениры» в виде слайдов, фотографий или открыток, сообщений и советов на данную тему.

«В мире поэзии»;

«Есть целый мир в душе моей»;

«Что в имени тебе моем»;

« Я и спорт»

Дебаты

это воспитательное мероприятие в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что их позиция верна. Приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами. Помимо критического мышления, дебаты развивают и  исследовательские навыки.

«Отцы и дети»;

«Мы между прошлым и будущим»

«Дебаты

Карла Поппера»

тип дебатов для развития умения работать в командах. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с литературой (факты, статистика, примеры), рассматривают проблему с разных сторон, готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Команды отстаивают не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей при жеребьёвке или по договоренности. Представляются лишь два из многочисленных подходов к проблеме. Личные убеждения могут и должны вырабатываться лишь после изучения вопроса и происходить это должно в ходе реальной жизни.

«Жизнь на Западе: заманчивая и пугающая";

«Истоки терроризма»

«Дебаты

парламентские»

соревнование навыков аргументации, риторики и находчивости, которое напоминает дебаты в палате парламента. По 2 игрока из команд  Правительства и Оппозиции рассматривают тему, предложенную в палате. На каждый раунд предлагают разные темы. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер-министр объявляет тему, представляет ключевые слова, задает тон игре и определяет направление, в котором будет проходить игра.  Основа парламентских дебатов – это умение быстро и логично мыслить и высказывать свои мысли.

«Общественный порядок и свобода личности»;

«Закон и порядок»

День гения

данная форма воспитательной работы содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека, их максимальном уровне развития у отдельных людей. Цель проведения Дня гения – познакомить учащихся с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала, тематического вечера, викторины, заседания, литературной (музыкальной) гостиной)

«Великолепная семерка»;

«Великие мира»;

 «Сорок пять минут с «Великим»;

«Человек и его судьба»;

«Дискуссионные качели»

воспитательное мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков – «бросков» своей мысли. Группы (или два человека) располагаются друг против друга. При произнесении ведущим вопроса «качели» начинают раскачиваться… Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих 2 разных точки зрения обсуждаемой проблемы.

 «Творцы и потребители»;

«Женственность и мужественность»

Заочное путешествие

проводится с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»: расширить кругозор воспитанников; пополнить багаж знаний; стимулировать познавательную активность. Для организации заочного путешествия создается штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения, определяет задания творческим группам коллектива и отдельным учащимся. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с периодической печатью и рекомендованной литературой, встречаются со специалистами, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал.

«Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»;

«Космическая экспедиция»

Защита проекта

форма групповой деятельности, участники которой представляют и защищают подготовленный ими фантастический перспективный проект – прогноз о будущем какого-либо современного явления. Разработка проекта и его защита дает возможность выявить познавательные интересы, знания, мечты учащихся, развивать воображение,  интерес к поисковой деятельности. Подготовка «Защиты проекта» включает:

§         определение темы проекта;

§         формирование нескольких групп по разработке проектов;

§         оформление проектов каждой группы;

§         подготовка соответствующих докладов;

§         распределение ролей среди членов группы на «защите» проекта (мечтатель-докладчик, критик-оппонент, союзник, пропагандист, финансист и др.);

§         выбор ведущего игры.

Сама процедура «защиты» проектов может быть как коллективной, так и индивидуальной. Проекты могут быть представлены в виде моделей, схем, чертежей, рисунков. В ходе защиты задаются вопросы учащимся, происходит обмен мнениями о достоинствах и недостатках рассматриваемого проекта. Окончательную оценку всем проектам дает жюри на основе разработанных критериев и по номинациям

«Мы и наша специальность»;

«Город будущего»;

«Проект моего будущего: когда мне будет 18…»

Исторический

экскурс

это ролевое игровое воспроизведение эпизода из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни. Эпизодом для анализа избирается то, что сообщает история, повествуя о наиважнейших для человечества событиях, факты о выдающейся личности, также то, что произошло вчера (это уже прошлое) с кем-то из знакомых. Спектр исторического выбора здесь максимальный. Фабула игры задается содержанием свершившегося. Смысл состоит не только в воспроизведении исторического эпизода, но и в реакциях свидетелей, наблюдателей, современников, оказавшихся рядом с событием. Поэтому участникам раздаются роли, чтобы можно было представить, как по-разному вели себя персонажи исторического события.

«Есть в Беларуси уголок…»;

«Путешествие в историю: у стен Брестской крепости»;

Конференция

одна из сложных форм воспитательной работы, включающая  рассмотрение общественно-политических проблем. Главное требование к организации конференции – это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов:

1.       Определение темы конференции. Составление программы конференции, определение тематики докладов.

2.       Подготовка рефератов, выбор докладчиков.

3.       Заслушивание 3-4 докладов.

4.     Обсуждение прослушанных докладов, подведение итогов.

«Защита прав человека – двигатель общественного прогресса»;

«Государственная символика Республики Беларусь»

Лекция-рассуждение

форма ценностно-поисковой деятельности учащихся, направленная на развитие библиографических навыков работы с различными источниками, интеллектуальных и аналитических способностей (анализировать материал, составлять план выступлений, грамотно, четко выражать свои мысли с использованием фактов, примеров), навыков самоорганизации (контролировать себя во время выступления, умело распределять время выступления, быть внимательным к аудитории). Содержание выступления должно отражать не только сугубо теоретический материал, но и включать элементы рассуждения по заданной теме (т.е. несколько взглядов на проблему).

«Толерантность белорусского народа»;

«Искусство быть собой»

Открытая

кафедра

форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской позиции. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.

«Человек и проблемы войны и мира»;

«Бизнес и политика»

Открытый

микрофон

форма публицистической деятельности молодежи. Учащиеся выступают перед своим коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в учебном заведении, касающимся социальных преобразований или затрагивающим взаимоотношения в коллективе. Микрофон «открыт» для каждого: и для учащихся группы, и для педагогов, и для административных и технических работников училища, и для родителей.

«Лестница на вершину»;

«Моя профессия нужна людям»

Презентация мира

форма духовно-нравственной деятельности, в которой раскрывается предметное восприятие реальности. В результате организуемой деятельности учащимся предъявляется какой-либо предмет для описания его роли в жизни человека. Презентация объекта – это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Избирается любой предмет из окружающей учащихся действительности (например, на драпированном столике – очки, на демонстрационном кубе – кусочек мела и др.), задается вопрос о его роли в жизни человека, о личном отношении к данному предмету. Предметом презентации может стать явление, событие, факт, процесс.

«Мои ценности»;

«Любовь стара как мироздание»;

«Патриотизм: истинный и мнимый»

Публичная

лекция

лекция научного или философского плана с морально-этической или психологической  тематикой перед свободной аудиторией учебного заведения: учащимися разных курсов, преподавателей, родителей. Жестко ограниченное время проведения лекции – 15-20 минут, не более, - позволяет проводить ее во время большого перерыва. Особенностями данного мероприятия являются увлекательность логического развертывания положений, доказательность суждений, лаконичность формулировок, наличие 2-3 ярких необычных примеров к тезисам лекции, а также эстетическое оформление, влияющее на состояние и настроение слушателей.

«Человек и деньги», «Жизнь и смерть»;

«Профессия и социальный статус личности»

Разброс мнений

это оперативная и гибкая форма организации группового дела с целью выявления общественного мнения и содержащая организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Методическим ключом служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Начальная фраза дает направление мысли, помогает учащемуся в первый момент беседы начать разговор и определяет ракурс взгляда на поставленный вопрос. Недописанные фразы могут быть следующего характера: «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Моя точка зрения заключается в…» и т.д.

«Мои жизненные планы»;

«Что несет нам Интернет?»;

«Армия – школа жизни?»

Ролевая игра

«Суд над…»

это вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (лень, жадность, цинизм),  безнравственными поступками (предательство, воровство)

«Суд над сигаретой»;

«Обвиняются наркотики»

Ток-шоу

дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путем соотнесения своих ценностных установок с суждениями одногруппников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске, «история маски»; демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации

«Я – профессионал»;

«Семь – Я»;

«Жизненные ценности»;

«Бизнес и мораль»

Турниры

форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются», задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Турниры бывают однопрофильные или комплексные, когда туры состязаний посвящены различной тематике. Количество туров в игре определяется количеством команд-участниц. После завершения турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем турнира становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов.

«Твои гражданские права и обязанности»;

«Фейерверк профессий»;

«Турнир знатоков природы»

Турнир

ораторов

Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на развитие ораторских способностей учащихся. В ходе турнира выдвигаются параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и др. Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую – для первого тура; несколько – для жеребьевки во втором туре; несколько – для свободного выбора во время заключительного тура. Выступление ораторов регламентировано и организуется по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация».

«Нет уз святее товарищества»;

«Современная молодежь: какая она?»

Урокизамечательнойличности

воспитательное мероприятие по материалам художественного наследия, биографии и жизнеописания великих людей – писателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и труда. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышления по изречениям, эстафета мнений и др.

«Сустрэча з Маркам Шагалам»;

«Наш вечны сучаснiк – Я.Колас»

Устный журнал

своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства; проводится устный журнал самими учащимися. Часть журнала, который освещает один вопрос, условно называют «страничка» журнала. Общий его объем 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер.

«Религиозные течения и секты в Беларуси»;

«Что такое гражданство»

«Философский стол»

одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера, требующая как минимум серьезной философской подготовки педагога по обсуждаемой проблеме. Перед участниками «философского стола» ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейские наблюдения и факты. Искусство педагога проявляется в том, чтобы своевременно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто не обрел еще решимости сказать свое слово. Главная цель проведения «философского стола» в стимулировании стремления учащихся самостоятельно анализировать, размышлять и искать ответы на глобальные вопросы.

«Что нужно для полного счастья?»;

«Труд и творчество»;

 «Свобода – это»

Эстафета мнений

Ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений учащихся по определенной тематике. Суть состоит в том, что один или группа учащихся начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему.

«Бесконфликтное поведение…»; «Что значит уметь работать?»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.