Голосование
[Для родителей] А вы просматриваете электронный дневник вашего ребенка?
Всего 48 человек
Голосование
Сколько времени Вы проводите в интернете?
Всего 45 человек
Голосование
Какие меры вы предпринимаете, чтобы избежать заболевания гриппом и ОРВИ?
Всего 48 человек
Голосование
Для законных представителей, учителей. Кто должен нести ответственность за правовое просвещение детей?
Всего 33 человека
Голосование
Для учащихся. Из каких источников Вы получаете правовую информацию?
Всего 36 человек

Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику)

Дата: 10 февраля 2020 в 22:35

Психологическая подготовка к экзаменам

(рекомендации школьнику)

Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. А школьники оказываются в такой ситуации очень часто - на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: одна - неумение учиться, недостаток знаний, другая - недостаточная психологическая готовность к таким ситуациям при удовлетворительных и даже хороших знаниях.

Одному ребенку нужно научиться лучше усваивать учебный предмет при подготовке к контрольным и экзаменам, другому - справляться со своими страхами, мобилизоваться в ответственной ситуации. Бывает и так, что высокая тревожность у одного и того же школьника сочетается с неумением учиться.

Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику).

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие "предстартового" волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, - это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании ("повезет - не повезет"), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Как повторять материал.

1. Повторять материал нужно не "про себя". Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

2. Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

3. Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить легкие вопросы от самых тяжелых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному.

4. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.

5. Вставать и ложиться лучше в привычное время. Спать не меньше 9 часов. Приступать к занятиям, как и в школе, в 8.30-9.00.

6. Тем, кому не нужно много времени "на раскачку", начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Обычно такие школьники и устают быстрее. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал.

7. Через каждые 50-60 минут занятий делать перерыв на 10 минут. После 2-3 часов работы сделать перерыв на полчаса для отдыха и второго завтрака. Потом можно позаниматься еще 3-4 часа и отдохнуть не меньше 2 часов (включая обед, прогулку или даже сон). После отдыха - еще 2,5-3 часа работы.

8. Помнить - любое дополнительное напряжение (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, игра в шахматы и т. п.) увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику.

9. Не пытаться наверстать упущенное вечером - эффективность такой работы очень мала.

Как вести себя на экзамене.

1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.

2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.

3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.

4. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.

5. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

6. Не сдавать письменные работы без проверки.

Ты хочешь более успешно вести себя во время экзамена? Ты хочешь достойно выглядеть перед экзаменатором? Ты хочешь сделать все от тебя зависящее?
Следующие советы помогут тебе в этом...

Место для занятий:

  • убери лишние вещи

  • удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т. п.

  • психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность

Составь план:

  • определи, кто ты "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузите утренние или вечерние часы

  • в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать

Работа:

  • хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен

  • чередуй работу и отдых

  • полезно повторять материал по вопросам

  • составляй планы и схемы, причём обязательно делай это на бумаге

  • ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом

  • помни: твоя задача не вызубрить, а понять

  • выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова

  • не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, лёгкого победного ответа

  • за несколько дней до экзамена "проиграй" мысленно ситуацию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комиссию, свой ответ

Накануне экзамена:

  • оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом

  • если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, "страшными мыслями", так, как бы ты хотел, чтобы всё произошло при успешной сдаче экзамена

  • если ты очень боишься, попробуй приём, называемый "доведением до абсурда" : представь себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего

  • с вечера перестань готовиться, умойся, соверши прогулку, выспись

  • по дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник

Во время экзамена:

  • взяв билет, ознакомься с вопросами и начинай с того вопроса, который для тебя легче

  • напиши примерный план ответа, составь список всех нюансов, которых хочешь коснуться. Пиши даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет припомнить ещё какие-нибудь факты

  • если есть возможность, прікрепи листок с ответом к листу с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что ты дал себе труд написать план ответа заранее и что у тебя методический склад ума

  • пиши свой черновик понятным почерком: экзаменатор зачтёт это в твой актив, если твою работу будет легко читать

  • подчеркивай в своей работе даты или какие-либо заголовки, знание дат сразу бросается в глаза

  • удостоверься, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение

Что делать, если...

  • ... если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать всё, что когда-либо слышал по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе

  • ... вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменатору, а хоть какую-нибудь ахинею, типа: "Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще..." Хотя, конечно, лучше играть по правилам

  • ... на полуслове ты забыл о чём говорить. Прежде всего не "теряй голову". Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль

  • ... вас не слушают. Не воспринимай это на свой счёт, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил

  • ... экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого... ни в коем случае не показывай, что ты разозлился. Самое эффективное - сохрани чувство собственного достоинства и с достоинством держись

  • ... ты оговорился, и все стали смеяться. Посмейся вместе со всеми - и всё

  • ... ты ошибся. Если ты знаешь, как её исправить, сделай это. Но, если этого никто не заметил, продолжай свой ответ без исправления

  • ... тебе поставили отметку ниже той, на которую ты расчитывал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экзаменов воспользуйся правом на аппеляцию

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.