Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?
Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.
Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.
Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!
Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируем тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку". Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви. Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.
– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?". В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств
Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с детства. Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.
Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста. Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу. Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.
Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.
Анализ ситуаций по теме «Труд ребёнка в семье».
Ситуация 1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 2.
В семье растут 3 сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Старших сыновей это иногда злит.
Ситуация 3.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Или найти другие слова?
Памятка родителям «Как воспитывать мотивацию к труду»
Будьте последовательны в своих требованиях.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
Прежде, чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. Тактично оценивайте результаты труда ребенка
-
- Родительское собрание"Роль семьи в трудовом и профессиональном воспитании"
- ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
- Памятка: ответственность родителей за воспитание и содержание детей.
- Вместе против наркотиков!
- Блоги классных руководителей
- Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних
- Деловой стиль одежды
- Инструкция об осуществлении пропускного режима
- Сотрудничество с семьёй
-
- График приёма граждан
- Перечень административных процедур
- Электронное обращение
- Порядок рассмотрения электронных обращений
- Образцы заявлений
- Местонахождение книги замечаний и предложений
- Информация о вышестоящем органе
- Порядок регистрации обращений и принятия решений по их рассмотрению
- О совершенствовании работы с обращениями граждан и юридических лиц
- ГРАФИК личных приемов граждан, их представителей, представителей юридических лиц в Кличевском районном исполнительном комитете
-
- Информация для родителей
- Учащимся
- Педагогам
- Опасность пожаров
- Родители, берегите детей
- Куда звонить в сложной жизненной ситуации
- Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства? Воспитание детей
- Общение с ребенком. Воспитание детей 5-7 лет.
- Общение с ребенком. Воспитание детей 8-12 лет.
- Общение с ребенком. Воспитание детей 13-17 лет.
- 10 правил воспитания
- Перечень социальных услуг
- План работы СППС на второе полугодие 2020/2021 учебного года
- POMOGUT.BY
- Центр правовых знаний
- ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
- Информационный бюллетень
- Противодействие наркомании
- Психологическая гостиная
- Нотации для учащихся
-
- ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Правила проведения аттестации учащихся (в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
- Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику)
- Деловой стиль одежды - это модно!
- Информатика
- Математика
- Физика
- Химия
- Биология
- География
- История
- Английский язык
- Немецкий язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Белорусская литература
- Русская литература
- История Беларуси
- Физкультура
- Обществоведение
- Искусство
-
- Профилактика гриппа и острых респираторных заболеваний (ОРЗ).
- Как правильно мыть руки
- Грибковые заболевания кожи
- Вирусный гепатит А
- Как избежать пищевых отравлений
- Чесотка
- Ротавирусная инфекция
- Геогельминтозы
- Здоровое питание - залог здоровья!
- Питание при ОРИ (ОРВИ) и гриппе
- О витаминах
- Минеральные вещества в продуктах питания
- Организация горячего питания в школе в 2019/2020 учебном году
- О правильном питании
- О пользе горячего питания в школе
- Родителям о важности горячего питания в школе
- Организация питания в школе (свод нормативных правовых документов)
- Комплекс мероприятий по организации питания в школе
- Профилактика нарушения зрения и осанки
-
- Эрудит - 2020
- Спортивно-оздоровительный лагерь с дневным пребыванием "Надежда"
- Временная трудовая занятость
- Трудовая практика
- Школьная библиотека
- Путеводитель по лету
- Правила безопасного поведения детей летом
- План работы библиотекаря
- Материалы для использования при проведении «Пятиминуток безопасности»
- Фото и видеоотчеты мероприятий лагеря "Сказка"
- Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием "Сказка"
- Лагерь труда и отдыха с круглосуточным пребыванием "Муравейник"
- Фото и видеоотчеты мероприятий лагеря "Муравейник"
-
- Мероприятия в библиотеке 2020- 2021 учебный год
- Мероприятия в библиотеке 2019/2020 учебный год
- Мероприятия в библиотеке 2018 - 2019 год
- Памятки по чтению
- О пользе чтения книг
- Навигатор по миру детских книг
- Растим читателей
- Учебники: правила подготовки учебников к сдаче, электронные учебники, если вы потеряли учебник
- Интернет-сайты о писателях
- Буктрейлеры
-
- 45 мотивирующих цитат
- Мотивация детей к учебе
- 37 уроков жизни
- Как можно найти сбежавшее вдохновение
- Мудрость жизни таится в притчах
- Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны...
- Фестиваль управленческого опыта директоров учреждений общего среднего образования "Лидер образования-2018"
- Приемы антистрессовой защиты(профилактика выгорания)
- Методы саморегуляции
-
- Что такое профсоюз?
- Оздоровление. Список профсоюзных санаториев Республики Беларусь
- Молодому специалисту
- О праве на труд в Республике Беларусь лиц, достигших пенсионного возраста
- Устав Белорусского профессионального союза работников образования и науки
- Программа основных направлений деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2015-2020 годы
- Права и обязанности нанимателей в соответствии со статьями 20 и 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь"
- Если Вы член Белорусского профсоюза работников образования и науки
- В помощь профсоюзному активу
-
- Я гражданин Республики Беларусь
- Государственная символика Республики Беларусь
- Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь
- Государственное устройство Беларуси
- Рекомендации по размещению, применению и пропаганде государственных символов Республики Беларусь в государственных учреждениях образования и воспитания
- Официальный сайт Республики Беларусь
- Моя Родина - Республика Беларусь!
- Беларусь на глобусе
- География Беларуси
- Население Беларуси
- Организация гражданско-патриотического воспитания личности в Республике Беларусь
- Национальные праздники Беларуси
- Белорусская культура
- Образование в Беларуси
- Видеосюжет "Музей дерева"
- Видеосюжет о Кличевщине
- Чтобы помнили
- Острова Дулебы (сведения)
- География
- История
- Геральдика
- Ими гордится Кличевская земля
- ФЕСТИВАЛЬ "ОСТРОВА ДУЛЕБЫ"
- украшаем нашу малую родину
- наша малая родина в лицах
- Расцём беларусамі
- Кличевщина от древности до современности (участие в конкурсе)
- виртуальные путешествия
- Наша Беларусь
- Государственные награды Республики Беларусь
- Трехлетка малой родины
-
- Полезные ссылки сети Интернет
- Управление своим эмоциональным состоянием
- Как работать с агрессивными детьми(советы психолога)
- Нормативные правовые документы по ЗОЖ
- Требования к современному уроку
- Здоровьесбережение в учреждении образования( по материалам сайта МО)
- Рекомендации по оформлению учебных кабинетов
- Как работать с одаренными и высокомотивированными детьми(советы психолога)
- Примерные требования к открытому уроку(занятию)
- Золотые правила учителя
- О проведении информационных и классных часов (методика, формы проведения)
- Советы молодому педагогу
- Права аттестуемого педагогического работника
- Аттестация педагогических работников (нормативные правовые документы)
- Работа с одарёнными учащимися
- Советы по работе с неуспевающими (низкомотивированными) учащимися
- Методическая работа
- Пятиминутки безопасности
- Учителю английского языка. Видеоуроки
- учителю трудового обучения
- Учителю немецкого языка. Видеоуроки
- Учителю русского языка и литературы.Видеоуроки
- Русский язык 10-11 кл.Видеоуроки
- Русская литература 10-11 кл.Видеоуроки
- Химия 5-9 кл.Видеоуроки
- Химия. 10-11 кл. Видеоуроки
- Биология 5-9 кл.Видеоуроки
- Биология 10--11 кл.Видеоуроки
- Физкультура 5-9 кл.Видеоуроки
- физкультура 10-11 кл. Видеоуроки
- русская литература 1 часть .Видеоуроки
- Русская литература 5-9 кл.Видеоуроки часть 2
- Русская литература .Видеоуроки ч.3
- География 5-9 кл. Видеоуроки
- география 10 кл.Видеоуроки
- ОБЖ. Видеоуроки
- английский язык 10-11 кл.Видеоуроки
- Начальные классы .Русский язык ч.1. Видеоуроки
- Начальные классы.Русский язык.ч.2.Видеоуроки
- Английский язык .нач.классы Видеоуроки
- Начальные классы.Литературное чтение.Видеоуроки
- Начальные классы Человек и мир Видеоуроки
- Математика 5-9 кл.Видеоуроки
- Алгебра 5-9. Видеоуроки
- Геометрия 5-9кл. Видеоуроки
- Математика 10-11.Видеоуроки
- Обществоведение.Видеоуроки
- Обществоведение часть 2.Видеоуроки
- Физика .часть 1 Видеоуроки
- Физика часть 2.Видеоуроки
- Информатика.часть1.Видеоуроки
- Информатика .часть 2 Видеоуроки
- Трудовое обучение (технический труд+обслуживающий труд) , ч.1. Видеоуроки
- Физическая культура. НАЧАЛЬНЫЕ классы. Видеоуроки
-
- каталог профессий
- Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси
- Жизнеустройство выпускников
- Дневник абитуриента
- Электронный справочник абитуриента Беларуси
- АДУКАР - очень интересный проект для выпускника
- Рынок труда.Занятость населения
- Мир профессий (презентации)
- Будущему абируриенту
- Рейтинг востребованных профессий в Беларуси
- Условия приёма в учреждение образования «Кличевский государственный аграрно-технический колледж»
- Учреждение образования «Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности»-2020
- УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств", 2020
- День открытых дверей МГУ им А. А. Кулешова
- Классным руководителям
- Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж
- "Климовичский Государственный аграрный колледж"
- Учреждение образования "Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова"
- Полесский государственный университет
- УО "МГКТиДЛП"
- Курсанты МЧС-абитуриентам 2021
- Список высших учебных заведений
- Список учреждений среднего специального образования
- Электронный каталог
- Академия МВД Республики Беларусь
- О профессиях популярных и не очень...
- Словарь основных понятий по профориентации
- Как выбрать профессию
- Как не ошибиться в выборе профессии
- Республиканский журнал "Кем быть?"
- Диагностика профессиональной направленности личности
- Методика "Карта интересов"
- Календарь профессиональных праздников Беларуси
-
- Безопасность в сети Интернет
- Профилактика правонарушений
- Правовые знания для родителей
- Правовые знания для педагогов
- Дом без насилия
- Опекунам
- Что делать, если вы остановлены милицией
- Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Административная ответственность несовершеннолетних
- детский правовой сайт
- Признаки употребления психоактивных веществ
- Административная ответственность
- Куда звонить в сложной жизненной ситуации
Голосование
[Для родителей] А вы просматриваете электронный дневник вашего ребенка?
Голосование
Сколько времени Вы проводите в интернете?
Голосование
Какие меры вы предпринимаете, чтобы избежать заболевания гриппом и ОРВИ?
Голосование
Для законных представителей, учителей. Кто должен нести ответственность за правовое просвещение детей?
Голосование
Для учащихся. Из каких источников Вы получаете правовую информацию?
Родительское собрание"Роль семьи в трудовом и профессиональном воспитании"
Дата: 23 апреля 2018 в 16:19, Обновлено 13 января в 13:47
Автор:
Белобородая Т. В.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.
Телефоны: +3752236-79-053, +3752236-79-054
Email: sch2@klichev.edu.by
© 2011 - 2021
ООО "Образовательные системы"