Голосование
[Для родителей] А вы просматриваете электронный дневник вашего ребенка?
Всего 58 человек
Голосование
Сколько времени Вы проводите в интернете?
Всего 57 человек
Голосование
Какие меры вы предпринимаете, чтобы избежать заболевания гриппом и ОРВИ?
Всего 57 человек
Голосование
Для законных представителей, учителей. Кто должен нести ответственность за правовое просвещение детей?
Всего 45 человек
Голосование
Для учащихся. Из каких источников Вы получаете правовую информацию?
Всего 46 человек

Сотрудничество с семьёй

Дата: 19 апреля 2018 в 15:50, Обновлено 13 января в 13:49

                                                                                 

Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником и родителями всегда являлось актуальной темой. В разные периоды развития страны взаимоотношения семьи и школы строились по-разному. Причины этих различий лежат как в плоскости государственной идеологии, так и в плоскости социально- экономических факторов.

В советское время социальный статус учителя был чрезвычайно велик. Вспомним художественные фильмы тех лет. Родители уважительно относились к советам и рекомендациям учителя, во всем поддерживали требования педагогов, старались помочь школе.

В годы смены социальной формации (период, который сейчас принято называть «эпохой перестройки») престиж профессии учителя резко упал, а воспитательные функции семьи значительно ослабли. Характерной особенностью этого периода стало то, что на фоне жёсткой советской идеологии коллективного воспитания стали появляться иные образцы и модели воспитания. Родители, дезориентированные идеологически и экономически, занятые добыванием «хлеба насущного», «столкнулись со сложной ситуацией, когда их понимание воспитания, традиции которого передавались из поколения в поколение, пошло в разрез с желанием детей.»

На авансцену общественной жизни вышли новые герои с новой системой ценностей, к числу которых больше не относились высокие нравственные категории. Естественно, что сотрудничество со школой в вопросах воспитания детей родители не относили к числу жизненных приоритетов. Ведь и сама школа была в таком же удручающем положении: учащиеся подвергли сомнению и саму необходимость образования, т. к. вся жизнь за окнами дома и школы свидетельствовала о том, что в мире правит сила, и она, к сожалению, не в знаниях, а в деньгах. Кроме того, регулярные и длительные задержки заработной платы привели к оттоку наиболее активных и мобильных учителей из образования.

Негативные последствия 80-90-ых годов во многом объясняют трудности взаимодействия с семьей в современной школе. Молодежь 80-х-90-х годов - это родители нынешних школьников. Поэтому, когда речь заходит о низком качестве семейного воспитания детей, необходимо осознавать, в какое время жили их родители, какое воспитание и образование они получили. Сегодняшние родители - это продукт нашего воспитательного воздействия, если вспомнить средний педагогический стаж учителей школы, и многие родители в буквальном смысле - наши бывшие ученики. Так на кого же нам пенять?

Несмотря ни на что, новое время диктует новые требования не только к содержанию учебной деятельности, но и к общей педагогической стратегии. Современная школа и современные родители находятся в принципиально иных условиях сотрудничества. И условия эти весьма противоречивы.

С одной стороны, государственная политика в области образования нацелена на повышение престижа как самого образования, так и школы. Конкурсы «Учитель года», «Столичный учитель», свидетельствуют о понимании важности социальной роли учителя, повышают престиж профессии, создают положительный имидж школы и позитивные предпосылки для сотрудничества родителей с учителями.

С другой стороны, средства массовой информации усиленно повышают градус негативных общественных настроений. Практически ни один информационный выпуск не остается без сюжета об учителях-вымогателях, учителях-садистах, учителях-бездарях. А какой портрет учителя         рисуют развлекательные передачи? Вспомните образ Снежаны Денисовны из «Нашей Russia». Всё это не повышает уровень доверия родителей к школе.

Может быть, в таких условиях вовсе воздержаться от сотрудничества?

Во-первых, нам не дадут этого сделать родители

А во-вторых (и здесь наше желание совпадает с государственным заказом), мы не можем этого сделать в соответствии с Кодексом об образовании, в котором  определены права и обязанности всех участников образовательного процесса, Уставом школы, который определяет право родителей на участие в управлении учреждением образования, и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок взаимодействия школы с семьей.

В настоящее время мы можем говорить о двух противоположных тенденциях во взаимодействии семьи и школы.

С другой стороны, отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Это связано с формализацией взаимодействия школы и семьёй, а также - с утверждением позиции родителей как «заказчиков образовательных услуг.

Таковы в общих чертах внешние условия взаимодействия.

НО

Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям только свои условия и не считаться с мнением по поводу воспитания, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни.

Важно сознавать и то, что лекционно-просветительская работа без активного включения родителей в живую, непосредственную школьную деятельность не дает требуемого результата. Когда учитель надрывно рассказывает о профессиях, о которых он знает понаслышке, а родители являются носителями этой профессии, когда среди родителей есть музыканты, спортсмены-любители, компьютерщики,         пекари, портные, врачи, то не использовать всё это богатство просто нельзя.

В психологическом плане серьёзным противоречием является то обстоятельство, что родители имеют свою работу, и они разумно считают: отдав достаточно сил собственной работе и заплатив налоги, они вправе рассчитывать, что специально обученные люди - учителя - будут выполнять свою работу по воспитанию их детей.

         На самом деле не школа, а семья является самым близким и самым значимым для ребёнка институтом. Именно здесь он находится в течение

9-и месяцев 75% всего времени, а в оставшиеся 3 месяца (каникулы)около 100% . Но школа обладает знаниями и специальными возможностями, которые теоретически могли бы быть реализованы. Найдётся немало родителей, которые при разумном педагогическом подходе захотят быть нужными своим детям. Ломать сложившиеся представления придется терпеливо, аккуратно, настойчиво и убеждённо.

Таким образом, для школы на данном этапе её развития возникла острая необходимость вовлечения семьи во взаимодействие с ней для достижения целей качественного образования и воспитания.

Прежде чем определяться со стратегией сотрудничества и выстраивать модель взаимодействия семьи и школы, хотелось бы отметить. что большинство педагогов школы оптимистично смотрят на перспективы сотрудничества. Кроме того, общий психологический и эмоциональный фон для такого сотрудничества, по их мнению, весьма велик. Поэтому, четко понимая проблему, был проведен педагогический совет «Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и приоритеты сотрудничества», на котором были рассмотрены условия сотрудничества, формы и методы взаимодействия, рассмотрены варианты моделей взаимодействия, созданные в ходе групповой деятельности педагогов.

После детального рассмотрения вопроса на педсовете было проведено общешкольное родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества».На собрании родители из пассивных наблюдателей и слушателей стали активными участниками дискуссии, охотно отвечали на предложенные вопросы, решали и обсуждали проигранные учителями ситуации, предлагали свои версии активного сотрудничества, необходимые шаги и действия со стороны руководства школы, социально-педагогической службы, классных руководителе и самих родителей. В итоге собрания «вырастили» дерево ( каким я бы хотел видеть своего ребенка по окончанию школы).

На собрании родители были ознакомлены с планом проведения первой недели семьи и условиями участия всех участников образовательного процесса в этой неделе. К всеобщей радости активность большинства родителей  была отмечена по итогам недели.

Это была первая грань сотрудничества, которая всем понравилась. Но сотрудничество семьи и школы многогранно. Неделей семьи мы не ограничиваемся. Родители, дети, учителя – активные участники сбора вторсырья( 100% выполнение планов по макулатуре, пластику и стеклу на протяжении 3 лет), походов и экскурсий, проведения ремонта школы, спортивных мероприятий, классных и общешкольных праздников и акций.  Родители  стали соуправленцами деятельностью школы. И это не только на бумаге. Попечительский совет активно обсуждает предстоящий ремонт и иные финансовые траты.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.