Голосование
[Для родителей] А вы просматриваете электронный дневник вашего ребенка?
Всего 45 человек
Голосование
Сколько времени Вы проводите в интернете?
Всего 43 человека
Голосование
Какие меры вы предпринимаете, чтобы избежать заболевания гриппом и ОРВИ?
Всего 46 человек
Голосование
Для законных представителей, учителей. Кто должен нести ответственность за правовое просвещение детей?
Всего 32 человека
Голосование
Для учащихся. Из каких источников Вы получаете правовую информацию?
Всего 35 человек

Советы молодому педагогу

Дата: 6 ноября 2018 в 14:51

Советы молодому учителю

1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).
2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже).
3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям.
«Рядовые необученные» не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя могут знать еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.
5.Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т.п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые – это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети – родителей.
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всеми, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми – все первое.
8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете – они вас невзлюбят; если наоборот – сначала прижмете, а потом отпустите – они вам будут благодарны.
9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.
10. Не торчите на глазах у детей без дела.
11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «В сомнении – воздерживайся».
13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.
16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.
17. Хвалите самого себя три раза в день утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».
18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать – ваша главная обязанность.
19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

                                                    Советы молодому учителю
                                                          при подготовке к уроку


Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.
Изучите материал этого раздела.
Проанализируйте учебный материал.
Сформулируйте цель урока. Ответьте па вопрос, чего Вы бы хотели достичь в результате урока.
Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.
Выберите себе самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
Соразмерьте приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
Продумайте структуру урока, его ход.
Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
Проверьте себя:

-какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

-какое умение формируется на данном уроке:

-какие мировоззренческие понятия, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке:

- какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
                                                       
 Перед уроком и на уроке
Приходите в кабинет намного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку: красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия и т.д. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс. Обязательно переведите взгляд на недисциплинированных учеников. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Её нужно приготовить па перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся или к своевременному докладу дежурных
Начните урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто не выполненное задание обычное дело. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. Обращайтесь намного чаще с просьбами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
Комментируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться
Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помните: там, где есть сомнение в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен решаться в пользу учеников.


Помните слова    Н.А.Добролюбова:

“Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников”


 Какие ошибки допускают начинающие учителя

и как их избежать?

1. Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя

Многие учителя в школе и вузе были отличниками, «хорошими» мальчиками и девочками, способными и усердными, которым были интересны науки, школьные занятия и учителя. Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «9» и «10», хотеть получать знания, всегда быть готовыми к урокам, всегда ходить на урок с интересом и радостью и т.д. Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и способствовать обучению своего ребенка.

2. Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе.

Учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

3. Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания.

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей, многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

4. Невыполнение обещаний.

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

5. Чрезмерная подготовка к уроку.

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?… Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

6. Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы.

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

7. Моя хата с краю.

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, монотонно читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

8. Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение.

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

9. Дети тоже люди.

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

10. Профессиональная этика.

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

11. Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность.

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Есть только два мнения: мое и неправильное.

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.